Экономический анализ японской трагедии

10.04.2011 | 22:04 Главная страница / Новости / Статьи /
Интервью  руководителя  филиала группы компаний Broco в Ереване Шагиняна  Ваге порталу Banks.am.

- Ваге Альбертович, в начале марта все мировые СМИ облетела новость о сильнейшем землетрясении и последующем за ним цунами у берегов Японии. Как бы Вы оценили первую реакцию рынка на эти события?

- Конечно, в первые дни катастрофы инвесторы, напуганные масштабностью последствий землетрясения в Японии, повлекших за собой десятки тысяч жертв, колоссальные разрушения и приостановку деятельности большинства предприятий, поспешили вывести средства из японских активов. На фоне этого в отрицательную зону ушли практически все мировые фондовые индексы. Это и японский индекс Nikkei 225 ( в ходе торгов снижающийся до 13%), и европейский индекс FTSE, и американский S&P 500. Отреагировал даже товарный рынок, продемонстрировавший ослабление котировок основных промышленных металлов, зерновых и энергоносителей.

-  И на какие активы вырос спрос?

- В течение недели после мощнейшего землетрясения и цунами ситуация в разрушенной Японии вызвала волну спроса на наиболее безопасные защитные активы,  такие как государственные облигации, драгоценные металлы, и валюты-убежища - американский доллар и швейцарский франк. Что и следовало ожидать, ведь японская экономика - третья по величине в мире, и такие серьезные разрушения на ее территории могут существенным образом отразиться на темпах развития восстанавливающейся после кризиса мировой экономики. 

Однако, фактически в самый разгар техногенной катастрофы, когда на японской АЭС следовал взрыв за взрывом, а зона отчуждения вокруг АЭС лишь расширялась, инвестиции составили такой объем средств, что ЦБ Японии пришлось просить помощи у G7 и в последующем проводить совместные интервенции на открытом рынке против японской йены. Курс последней, кстати, снизился до рекордного минимума в 76,73 пункта относительно американского доллара.

- А как вы считаете, почему в разгар взрывов на японской АЭС в Японию хлынул огромный поток инвестиций, когда, казалось бы, реакция должна была быть обратной?

- Объяснить такое внимание инвесторов к находящейся в руинах и в одиночку борющейся с вышедшим из-под контроля «мирным атомом» Японии, на самом деле, просто. Техногенная катастрофа отбросила на кризисный уровень большинство японских перспективных активов, создав тем самым хорошую возможность войти с «низкой базы» в один из крупнейших развитых рынков мира. 

И, сейчас, в отличие от кризисного периода, перспективы восстановления мировой экономики видны гораздо четче, что не только позволяет с уверенностью вкладываться в привлекательные активы по сниженным ценам, но и более четко представлять среднесрочные и долгосрочные перспективы инвестирования. Вторым не менее важным фактором является то, что третья по величине экономика мира, имеющая тесную интеграцию с крупнейшими развитыми и развивающимися странами, не может растянуть процесс восстановления на долгие годы, а это значит, что вложенные сегодня в экономику Японии средства принесут быстрый доход на фоне ускоренных темпов восстановления экономической структуры страны.

- Если оценивать в долгосрочной перспективе влияние японской катастрофы на мировую экономику, то какие бы ключевые направления вы выделили?

- Первое направление - это влияние на энергетический сектор. Это связанно как с потенциальным сокращением использования ядерной энергии в мире, по крайней мере, пока не будут проведены соответствующие тесты, доказывающие относительную безопасность действующих объектов, так и с новыми более жесткими требованиями, предъявляемыми к строящимся АЭС. Все это не только потребует времени, но и приведет к росту потребления альтернативных источников энергии, основным из которых станет природный газ.

Второе - это влияние на экономику регионов-партнеров. К примеру, если  остановка большинства японских автозаводов простимулирует интерес к корейским автомобилям, то японские микрочипы, используемые в подавляющем большинстве современных устройств, вырастут в цене и могут оказаться не по «карману» корейским электронным концернам. Также можно ожидать, что на фоне аккумулирования необходимых для восстановления средств на территории Японии, будут уменьшаться инвестиции японских компаний в экономику США и Европы, и сокращаться филиальная сеть.

- Как вы думаете, когда можно будет говорить о видимых изменениях и новых очертаниях японской экономики?

- Техногенная катастрофа в Японии и последовавшие за ней разрушения, безусловно, тяжелое испытание для нации. Однако с точки зрения экономических перспектив - это новый мощный импульс для развития как самой Японии, так и мировой экономики. Видимые результаты будут видны уже осенью 2011 года.


Просмотры 1912
Կարծիքներ

Հարգելի այցելուներ, այստեղ դուք կարող եք տեղադրել ձեր կարծիքը տվյալ նյութի վերաբերյալ` օգտագործելուվ Facebook-ի ձեր account-ը: Խնդրում ենք լինել կոռեկտ եւ հետեւել մեր պարզ կանոներին. արգելվում է տեղադրել թեմային չվերաբերող մեկնաբանություններ, գովազդային նյութեր, վիրավորանքներ եւ հայհոյանքներ: Խմբագրությունն իրավունք է վերապահում ջնջել մեկնաբանությունները` նշված կանոնները խախտելու դեպքում:



Самое читаемое


Smartclick.ai
Quality Sign BW