Глава Skolkovo Ventures - о кризисе права собственности и деглобализации

10.06.2022 | 17:58 Главная страница / Новости /
#Skolkovo Ventures #Владимир Сакович
Глава Skolkovo Ventures Владимир Сакович в интервью RBC рассказал о конце эпохи глобализации, кризисе права собственности и их влиянии на развитие стартапов и инвестиций в целом.

Skolkovo Ventures управляет несколькими венчурными фондами, созданными на деньги госкорпораций и частных компаний на общую сумму более 5 млрд руб.; оказывает услуги инвестиционного банка различным клиентам (разрабатывает стратегии привлечения капитала, помогает искать инвесторов или активы для покупок и т.д.).

Предлагаем Вашему вниманию отрывки из интервью Владимир Саковича.

Вероятно, западным странам в конце февраля казалось, что они толкнули в пропасть экономику России, но оказалось, что Россия ухватила за ногу западные страны, и полетели все вместе. Период глобализации, в котором мы все жили с 1980-х годов, похоже, закончился. У глобализации было много плюсов: на мировом рынке стало больше ресурсов, которые стало легче поставлять из определенных стран, стало больше рабочей силы, рынки сбыта сами по себе стали больше. Весь мир достаточно неплохо развивался именно за счет глобализации. Но в последние годы стало понятно, что дальше эта эпоха существовать так не сможет; те страны, которые в начале глобализации были младшими партнерами или не рассматривались западным миром как партнеры, выросли. Они уже не готовы быть просто источниками рабочей силы или природных ресурсов, у них есть более серьезные амбиции и задел, чтобы быть крупными центрами экономики.

***

Последние десятилетия в мире господствовала модель, основанная на долларе и английском праве, - большая часть от добавленной стоимости переходит в западные экономики через созданную инфраструктуру финансов и института собственности, многие цепочки владения стекались туда. Даже люди в Китае, арабских странах, бывшем СССР были уверены, что если ты разместил деньги или купил активы в Европе или США, то это самые защищенные активы. Английское право, западная юрисдикция, банки - ничего надежнее быть не могло. Сейчас мы видим глубочайший общемировой кризис доверия.

Это еще не крах, но институт мировой собственности сильно пошатнулся. Что это значит на практике? Глобализация сильно снижала транзакционные издержки на различные экономические процессы. Вы доверяли своим партнерам, считали, что если оплатили товар, он вам будет доставлен; если оплатили акцию, она вам принадлежит и т.д. Вы не закладываете большие риски в то, что могут произойти форс-мажоры. В эпоху деглобализации сильно вырастут транзакционные издержки на все процессы: на движение капитала, товаров и т.д. Это будет похоже на то, что в двигатель автомобиля засыпали песка. Раньше он был суперэффективным, а теперь будет много трения. Многие процессы будут дороже, более неэффективными. Транзакционные издержки будут отжирать часть глобального ВВП, часть его будет тратиться просто на то, чтобы разогреть экономическую атмосферу.



Наступил кризис доверия не только на рынках капитала, но вообще к клиентам и к поставщикам. Раньше представить, что у вас поставщик одним днем объявляет, что он вас отключает от какой-то системы просто так, даже деньги не вернет, это был бы колоссальный репутационный ущерб для него. То, что сейчас это считается нормальным, породит большой кризис доверия к тому, с кем ты работаешь.

***

В России остались стратегические инвесторы, мы видим большой запрос от крупных корпораций о том, какие новые технологии существуют, кого можно купить и т.д. Еще более очевидно, что необходимо обеспечить технологическую независимость государства или группы государств. Поэтому мы ожидаем притока денег в технологии. Многие корпорации уже признали, что те модели, на которых они раньше строили свой бизнес, - западное оборудование, западные сервисы - сейчас рушатся. Будут инвестиции в импортозамещающие технологии, в улучшающие технологии. В определенных направлениях у нас есть технологии, которые лучше западных. Просто старт их потребления немного откладывался, потому что и западные работали неплохо: зачем рисковать и внедрять что-то новое? Сейчас процесс внедрения будет ускорен. Ожидаем, что количество M&A, инвестиционных сделок вырастет. В ближайшие месяцы мы услышим о большом количестве сделок на рынке. Уже слышим. Сейчас выгодно покупать хай-тек-активы: цены ниже, рынки свободнее.

***

Компании, позволяющие заместить западные решения, в ближайшие годы получат шанс укрепиться не только на локальном рынке, но и на других географиях. Бизнесы, которые создадут решения мирового уровня, аналогичные западным и лучше, могут быть коммерциализированы в Юго-Восточной и Средней Азии, Латинской Америке, Африке. Многие страны Европы наверняка пересмотрят свою корзину потребления и тоже будут пытаться диверсифицироваться. То есть будет больше шансов построить глобальные компании, опираясь на российский спрос.

Ждем расцвета технологии блокчейн, с ее помощью можно структурировать право собственности, к которому будет больше доверия, поскольку не будет одного главного, администратора, а значит, возможности в один день принять какое-либо решение. Наверное, должны быть какие-то наднациональные системы права собственности, где зависимость от политики или от отдельных государств будет ниже, какой раньше считалась английская система. Также очевидно, сейчас мир будет искать новые глобальные схемы того, как перемещать капитал. Регуляторика крипторынков формируется по всему миру, в России набран очень качественный темп в последние месяцы.

Наверно, идея ICO (первичный выпуск монет криптовалюты. - RBC) переживет второе рождение. Несмотря на высокую неэффективность и большое количество нелегальных сделок, судебных процессов, у идеи, что инвестор имеет какой-то кусочек в конечном результате, есть здравый смысл, это позволяет снизить транзакционные издержки, потому что меньше прокладок. Грань между рынками IPO и ICO будет стираться.

В ближайшие годы построить в России компанию, способную к IPO - а для этого она должна иметь капитализацию порядка $1 млрд, - будет проще, их станет больше. Потому что, как уже говорили, освобождаются большие доли рынка от западных вендоров, и у российских игроков появится возможность их занять, кратно вырасти в оборотах. Некоторые сейчас говорят, что из-за приостановки работы в России западных «институциональных» инвесторов публичные рынки будут стагнировать. Но это спорный тезис, так как в этих западных «институциональных» деньгах было очень много российских денег. Просто российский капитал уезжал из страны, проходил много разных процедур и в итоге попадал на Уолл-стрит в крупные фонды и уже считался «западным». Но по сути-то он российский и просто сразу останется в России, без лишних итераций и «наценок» западных юристов и управляющих.
Просмотры 9644
Կարծիքներ

Հարգելի այցելուներ, այստեղ դուք կարող եք տեղադրել ձեր կարծիքը տվյալ նյութի վերաբերյալ` օգտագործելուվ Facebook-ի ձեր account-ը: Խնդրում ենք լինել կոռեկտ եւ հետեւել մեր պարզ կանոներին. արգելվում է տեղադրել թեմային չվերաբերող մեկնաբանություններ, գովազդային նյութեր, վիրավորանքներ եւ հայհոյանքներ: Խմբագրությունն իրավունք է վերապահում ջնջել մեկնաբանությունները` նշված կանոնները խախտելու դեպքում:



Самое читаемое


Smartclick.ai
Quality Sign BW